Все о балансировке колес

Балансировка колес – одна из главных составных частей технологической цепочки любого шиномонтажа. Комфортное и безопасное передвижение можно почувствовать только на автомобиле, у которого хорошо отбалансированы колеса.

Дисбаланс приводит к биению колеса, а это ударная сила, которая передается на ступич-ные подшипники, амортизаторы, все вращающиеся, трущиеся детали подвески. Возника-ющая вибрация разносится по всему кузову машины, передается водителю по рулевой колонке. Дисбаланс 14 дюймового колеса в 20 граммов при движении автомобиля со скоростью 100 километров в час эквивалентен ударам кувалды 800 раз в минуту по колесу с силой 3 кг. Чем выше скорость и больше радиус колеса, тем больше сила удара и процесс передвижения становится опасным.

Виды дисбаланса колес

Различают два вида дисбаланса – статический и динамический.
При статическом дисбалансе ось вращения не совпадает с осью инерции, которая прохо-дит в центре тяжести колеса. Обе оси располагаются параллельно. Это связано с тем, что общая масса шины неравномерно распределена по длине окружности. Визуально стати-ческий дисбаланс можно увидеть при вывешивании колеса на крутящуюся ось. При пре-кращении вращения колеса, оно остановится, когда центр тяжести будет находиться вер-тикально внизу. Смысл статической балансировки – максимально совместить центр тяже-сти с осью инерции. Колесо, которое имело бы только статический дисбаланс, при движе-нии подпрыгивало бы.

При динамическом дисбалансе ось вращения и ось инерции пересекаются под некоторым углом. Вес колеса в данном случае неравномерно распределяется по ширине. Наблюдать динамический дисбаланс можно только при быстром вращении колеса. Самое тяжелое место смещено внутрь или наружу, а не находится на центральной плоскости колеса. Устраняется дисбаланс путем установки компенсирующих грузиков по обе стороны обода диска. Колесо, имеющее динамический дисбаланс, при движении не только раскачивается из стороны в сторону, но и подпрыгивает.
В каких случаях необходимо посетить шиномонтаж
• Балансировка колес необходима при начальной сборке шины и диска;
• при накатке первых 500 километров, когда прошла притирка новой резины;
• Балансировка нарушается при износе резины, деформации диска (нарушение гео-метрии), например, после попадания колеса в яму:
• После покраски дисков;
• Если вибрирует рулевая колонка на невысоких скоростях или на высоких скоро-стях вибрация передается в определенном диапазоне;
• При неравномерном износе резины;
• При неравномерном налипании грязи на протектор;
• Разбита подвеска в местах крепления колеса.
Методы балансировки колес
1. Автоматическая балансировка во время движения колеса (внутренняя балансиров-ка). Материал для балансировки – специальные электростатические гранулы, порошок с таким же свойством или песок. Путем взаимодействия центробежной силы колеса и под-вески осуществляется балансировка – электростатический материал притягивается к внутренней части шины и уравновешивает дисбаланс колеса.
2. Балансировка колеса (диск и шина в сборе) на специальном станке. С его помощью определяются места дисбаланса и величину уравнивающих грузиков, которые крепятся на внутренней и наружной стороне обода диска.

Виды балансировочных грузиков

Балансировочные грузики различают набивные и клеящиеся, изготавливают их из цин-ка или свинца. Выбор конкретного противовеса зависит от конструкции диска и произво-дителя. Как правило, набивные грузики устанавливают:

— на штампованные и литые (кованные) диски;
— когда необходимо более надежное крепление, особенно в зимний сезон;
— в случае невозможности закрепить клееный.

Контргрузы для балансировки колес

Груз на клею универсален и пригоден для всех видов дисков, эстетический вид колеса с ним более пригляден. Однако перепады температур, дорожное покрытие, мойка дисков струей воды – все это приводит к безвременной утере клеящихся грузиков.

Какой дисбаланс считается приемлемым для безопасного движения

Определить статический дисбаланс для обычного автолюбителя фактически не представ-ляется возможным. А вот измерить величину бокового, радиального биения и динамиче-ский дисбаланс колеса можно определить, если посетить шиномонтаж, у которого есть соответствующее оборудование.
На территории Р.Ф. (аналогичные Т.У. применимы и в Беларуси) действует межгосудар-ственный ГОСТ 4754-97, введенный с 1999 года. Он описывает предельно допустимые величины статического дисбаланса, массы корректирующих грузиков при динамическом дисбалансе и величины биения колеса.

Если на шиномантаже, при балансировке нового колеса и диска, вы столкнулись с превы-шением предельно допустимых значений, то это служит основанием для замены диска или шины. Безусловно, все измерения необходимо оформить документально.