Проблемы с турбокомпрессором. Что делать?

Турбокомпрессор сравнительно несложная по конструкции и надежная система в автомобиле, рассчитанная на длительный срок службы, если бы не двигатель, его бессменный напарник. Когда один из них дает сбой -страдает и другой. Бывает так, что ошибаясь при диагностике меняют турбокомпрессор, когда на самом деле виновен двигатель. Внешне признаки неисправности первого и второго очень похожи и когда мотор авто в порядке, займемся устранением неисправностей его «напарника».

Неисправности в турбокомпрессоре чаще всего заметны, когда:

• двигатель автомобиля не достигает максимальной мощности;

• выхлопная система выдаёт черный, синий дым;

• наблюдается значительное превышение расхода масла;

• турбокомпрессор издает шум во время работы.

Рассмотрим каждую неисправность более детально.

Слабая мощность мотора, дым черного цвета из выхлопной системы являются явными признаками недостаточного количества воздуха необходимого для двигателя, это говорит о засорении воздушного канала, либо его потери из выпускного коллектора. При наличии определенного опыта можно легко, при запущенном двигателе, определить место утечки по характерному свисту. Затем проверьте на проходимость воздушный фильтр. После выключения двигателя, уплотнитель между корпусом воздушного фильтра и турбокомпрессором снимается, чтобы посмотреть есть ли засорения, повреждения. Когда проблему устранить не удалось, смотрим, нет ли трещин на выпускном коллекторе, проверяем систему выпуска на повреждение прокладок и соединений. Затем многократно прокручиваем ось турбокомпрессора, чтобы удостовериться, что она свободно ходит, нет износа, повреждений ротора компрессора и турбины. Обычно ось имеет незначительный люфт, однако если во время вращения турбокомпрессора ротор цепляется и появляется трение о корпус – это признак его износа.

Дым синего цвета из выхлопной системы говорит о сгорании масла в результате его утечки, или о неисправностях в двигателе. Сначала проверяем сменный элемент воздушного фильтра, любое из препятствий по пути движения воздуха к турбине может повлеч за собой утечку масла, тогда за ротором возникает разряжение, которое является причиной поступления масла из корпуса оси прямо в компрессор. Далее снимаем корпус турбины и компрессора проверить ось на свободу вращения, на отсутствие изношенных роторов. Теперь перейдем к сливному маслопроводу, он проходит от турбины к корпусу силового агрегата. Внимательно осматриваем его, исключаем повреждения, сужения, пробки. Засорение маслопровода, либо увеличение давления масла в картере двигателя, приводит к тому, что масло, проходя турбокомпрессор, не может вернуться в масляный картер у двигателя. Также стоит внимательно отнестись к давлению картерных газов в самом картере. В масляный картер поступает не только масло, здесь собирается часть отработанных газов, сжатого воздуха из компрессора и турбины. Вся смесь состоит из части масла, на которую приходится четыре — пять частей газов.

Для выявления причины слишком большого «поедания» масла без выбросов сизого дама из выхлопной системы нужно в первую очередь проверить корпус воздушного фильтра вместе со сменным элементом, а так же корпус турбокомпрессора и самой турбины и параметр давления. Визуально оценив люфт оси турбокомпрессора, убедитесь в отсутствие следов от трения, износа ротора компрессора и турбины. Если все в пределах нормы, нужно искать причины неисправности за пределами турбокомпрессора.

Если турбокомпрессор работает слишком шумно, проконтролируйте все трубопроводы, работающие под высоким давлением – вход, выход, систему выпуска. Оцените жесткость вращения оси турбины, отсутствие трения, повреждения ротора турбины, компрессора. Если причина в этом, турбокомпрессор необходимо заменить. Тщательно проверяем, наличие засорений, повреждений в маслопроводе и трубке сапуна. Очень часто причина шума состоит в утечке воздуха, выходе отработанных газов.